Полезные статьи
Полиграф как инструмент повышения эффективности бизнеса
Евгений Колесник
Прежде чем говорить об эффективности полиграфа, стоит обратиться к определению. ПОЛИГРАФ, ГОВОРЯ НАУЧНЫМ ЯЗЫКОМ, – это техническое средство, используемое при проведении инструментальных психофизиологических исследований для синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, электрического сопротивления кожи, а также, при наличии необходимости и возможности, других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенном для оценки достоверности сообщенной информации. Другими словами, полиграф, или, как его в быту называют, «ДЕТЕКТОР ЛЖИ», – это инструмент определения достоверности информации. Таким образом, полиграф является высокоэффективным средством борьбы с негативными явлениями в обществе.
Любой бизнес вне зависимости от возраста, размера и формы собственности стремится к самосохранению, снижению рисков и увеличению рентабельности, к устойчивому и динамичному развитию. Для этого необходимо не только обеспечить максимальную безопасность, но и создать условия, способствующие снижению угроз со стороны сотрудников.
Давно известно, что основным источником правонарушений в коммерческих структурах является персонал. Аналитические данные говорят о том, что никакие конкуренты не могут сравниться по опасности с собственными кадрами.
Незаконные или несанкционированные действия со стороны персонала по собственной инициативе или по принуждению (со стороны конкурентов) представляют большую угрозу материальным, информационным и финансовым ценностям, имуществу компании и ее клиентам, сохранению конфиденциальности внутренней информации. Причем по статистике основными причинами разглашения коммерческой тайны сотрудниками российских компаний являются:
· употребление алкоголя в процессе неформального общения во время корпоративных мероприятий;
· стремление заработать любым способом по принципу «деньги не пахнут», в том числе продавая конфиденциальную информацию конкурентам;
· некачественный подбор сотрудников;
· низкий контроль со стороны руководства подразделений;
· отсутствие службы безопасности или ее непрофессионализм.
На данный момент во множестве компаний существуют подразделения обеспечения безопасности, которые нередко прибегают к обследованию сотрудников с использованием полиграфа (ОИП). Получение полной картины о кандидате на вакансию, его мотивах поступления на службу, намерениях, информации о его вредных привычках и многих других факторах дает возможность подобрать достойного и надежного сотрудника и таким образом снизить риск нанесения ущерба работодателю.
Лояльность
Теперь давайте представим себе такую ситуацию: кандидат подходит по всем параметрам, он не является агентом конкурентов, не искажал собственной автобиографии, здоров, не имеет зависимости от алкоголя и наркотиков. Однако при определенных обстоятельствах если он и не становится в ряды тех самых пресловутых корпоративных мошенников, то по крайней мере результативность его деятельности для бизнеса не приносит ожидаемого положительного эффекта. То есть, несмотря на высокий интеллектуальный уровень и достаточно высокую профессиональную подготовку, наш кандидат слабо результативен. С каждым днем показатели его снижаются, он не использует рабочее время рационально, пропадает инициатива, он перемещается в группу риска и становится первым кандидатом на увольнение.
В чем же причина, почему, подобрав на первый взгляд хорошего профессионала, мы не получаем ожидаемого эффекта? И самый главный вопрос: каким образом этот сотрудник становится не-добропорядочным? На этот вопрос нам поможет ответить полиграф.
В этой связи хочется напомнить, что мы выделяем в личности четыре основных структурных компонента:
· направленность – это система устойчиво характеризующих побуждений;
· темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности;
· характер – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности;
· способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Совокупность этих компонентов, динамика их деятельности под влиянием социума – психологических, идеологических и политических факторов компании, в которую попадает эта личность, влияют на ее эффективность и результативность, а также надежность.
В любой компании, как в семье, существуют свои законы, устои, принципы. Есть своя миссия и назначение.
В каждой компании существуют свои корпоративные регламенты, культура, ценности и свои, присущие только ей, правила ведения бизнеса. Но, к сожалению, не всегда сотрудник понимает и принимает эти правила. Чаще всего такое неприятие скрывается, сотрудник не показывает вида, однако мы имеем возможность это проверить, используя полиграф.
Не стоит в рамках статьи перечислять конкретные тесты, однако необходимо в этой связи акцентировать внимание на предтестовой и внутритестовых беседах.
Прежде всего при приеме (до на-чала проверок) следует максимально в рамках дозволенного, не нарушая коммерческую тайну, дать кандидату первоначальную информацию по про-ведению ОИП, настроить его внимание и внутреннее подсознание, объяснить цели, задачи и корпоративные особенности проведения ОИП.
Акцентируя внимание на основных вопросах в предтестовой беседе, мы отслеживаем реакции кандидата. Напри-мер, мы говорим ему о том, что даже вне рабочего места и времени он является представителем компании, в связи с этим он должен вести себя подобающе, контролировать свое поведение и речь за стенами компании. Говорим также о запрете курения в рабочее время на территории компании, соблюдении корпоративной этики в одежде, соблюдении субординации в отношениях между сотрудниками и т. д. Кто-то легко соглашается со все-ми условиями, быстро адаптируется и воспринимает все позитивно. А для кого-то это постоянное напряжение, вызывающее внутренний протест, ощущение дискомфорта, чувство неприязни как ко всей компании, так и к ее отдельным представителям, особенно к руководству. И вот, находясь в таком идеологически и психологически неудовлетворенном состоянии, наш сотрудник превращается в потенциальную угрозу для бизнеса.
В связи с этим при приеме на работу мы включаем в проверку вопросы, связанные именно с этой тематикой. Но стадией приема дело не ограничивается. Отслеживая динамику развития сотрудника в процессе его карьеры в компании, эти вопросы необходимо выяснять и уточнять с помощью применения ОИП при периодических тестированиях.
Эффективность
Не менее интересный эффект, чем оценка благонадежности, дают ответы на вопросы о личных особенностях кандидата. Это позволяет значительно повысить эффективность управления персоналом: что для кандидата является стимулом в работе? Как он относится к партнерам по бизнесу? Какие моменты его могут заставить совершить серьезные нарушения? Что для него главное в бизнесе? И так далее.
Конечная информация, полученная с использованием полиграфа, является достаточно достоверной. На ее основе мы можем не только прогнозировать дальнейшее поведение сотрудника, но и имеем возможность более эффективно строить работу и отношения с ним, совершенствовать методы управления персоналом и в дальнейшем использовать это для оптимизации бизнес-процессов.
Полученные при ОИП данные могут служить незаменимым руководством по оптимальному использованию знаний и непрерывному развитию персонала и процессов компании.
Используя информацию, полученную при проведении ОИП, и интерпретируя заключения, мы можем четко определить лидера команды (отдела, сектора, управления) – сотрудника, чья компетентность не вызывает сомнения, который может принять на себя лидерство и подобрать себе команду.
В заключение статьи хочется еще раз отметить, что обследования с использованием полиграфа эффективны не только для решения вопросов кадровой безопасности, но и для оптимизации управления компании, поскольку позволяют получить уникальную ин-формацию о сотрудниках, которая может быть использована для повышения эффективности бизнеса.
Свяжитесь с нами